Logo
Турклуб им. Смирнова   |   Weekly - все выпуски   |   Напишите нам

Выпуск 60. Отчет о сплаве по Wolf River

Подозреваю, что отчет может оказаться длинным. Sorry.

Короче, после восхождения на Фудзияму во время командировки в Японию, я решил, что такая замечательная традиция обязательно должна быть продолжена и творчески развита. Так что едва, оказавшись в Чикаго, я взялся за дело и подписался сразу на 2 листа: поход и местного Чикагского водного клуба. С поход-листом мне не повезло: я попал в самый центр разборок на тему "спортивно ли поздравлять туристов с праздником 9 мая ". Хотя мой глас о помощи и затерялся среди десятков мэйлов на очень повышенных тонах, я-таки получил довольно много ответов, за что премного всем благодарен. К сожалению, ближайшая река на этот выходной оказалась на расстоянии ~12 часов езды, так что пришлось переключиться на американцев. После жарких баталий поход-листа я просто не мог не восхититься американской сдержанностью: первый мэйл, который пришёл ко мне, выглядел так (не могу не привести):

> HOUSE / CAT SITTER WANTED
> I am in need of a house / cat sitter for the month of October (exact > dates unconfirmed, but assume 4 weeks) at my condo in the lovely
> Edgewater neighborhood in Chicago. The condo has 2 bedrooms, one
> bath, a front and back porch, a garage space and all the usual
> amenities including 2 cats. It is close to Lake Shore Drive, the
> beach and bike trails on a quiet tree-lined street. References and
> cat experience are appreciated. I have a stipend in mind, but that
> shouldn't be the only motivation. If you, or any responsible
> individuals you know might be interested please call Sandi at

Можете себе представить, ни один американский водник не то что веслом не махнул, а даже глазом не моргнул в ответ.

Дальше все пошло легче: я получил последовательно два мэйла - одно - с предложением признаться что я - из России, а второе - английскими буквами на иврите с предложением сделать то же, но относительно Израиля. После того как я признался в обоих грехах, меня допустили к столу.

Мне было предложено отправиться с местным клубом на Vermillion-river в качестве "social kayaker" при группе первый раз встающих на воду новичков - при этом мне честно разъяснили, что река грязная и вонючая ( то есть для чайников только ). Кроме того, я получил телефон одной дамы с идиллическим именем Там, ищущей компанию для поездки на Wolf-river в штат Висконсин. Последнее мне понравилось значительно больше, так что я позвонил и был принят в качестве компании. Благородно испросив у жены разрешения провести выходной в обществе явно одинокой американки и разделавшись к 9 часам утра с работой, я отправился в путь.

Приехав туда ( то есть к Там ) и зайдя в дом, я   обнаружил, что она вовсе не одинока: на меня с   неодобрением смотрели 2 невероятных размеров   кота. Я уже было начал подозревать, что   вышеприведенный письмо - вовсе и не   "офф-топик", но Там жизнерадостно объяснила,   что третий кот - наверху, а обоих собак она уже   отвезла на выходные к своему папе. А вообще она   обернулась вполне приятной дамой лет 45-ти, по   професии - училкой для особо сложных детей - то   есть я вполне подходил под её квалификацию.   Водного опыта у неё - больше 20 лет, дважды   сплавлялась на каяке по Большому Каньону -   короче, крутая тетка.

Помимо кошек и собак Там оказалась владелицей   совершенно классного вэна - полностью   оборудованного изнутри, с холодильником,   телевизором и прочими прибамбасами. Ну и конечно   здоровым багажником на крыше - для каяков. Мы   загрузились и в начале одиннадцатого выехали,   наконец, на север.

Поездка заняла около 5 часов, в течение которых я старательно повышал свой уровень разговорного английского. Где-то ближе к 16:00 мы подъехали к Bear Paw Inn - одновременно и гостиница, и магазин водного снаряжения, и пункт проката каяков. От обилия всевозможных каяков просто рябило в глазах. Я попытался найти собрата своему только что приобретенному InaZone 230, но его в этот момент не было, так что я взял ProZone235. Аренда каяка стоит 45$ в день, но с меня благородно взяли плату всего за один день. Мы забросили каяк внутрь и помчались к месту старта.

На Wolf есть несколько участков разной степени сложности - от совсем тихих до 3-4 к. с. На каждый требуется несколько часов, если не останавливаться. Мы собирались в субботу пройти Section 3 - 2 к. с., а в воскресенье, в зависимости от моего поведения - либо опять тоже самое, либо Section 4 - самую тут крутую. Сложность и проходимость различных участков зависят от наличия воды, но мы попали в весьма удачный средний уровень, так что никаких проблем не возникло. Там каталась на Wolfе все те 20 лет, что она ходит на каяке, так что знала там каждый уголок.

По прибытии на место я обнаружил, что не взял с   собой фотоаппарат и сплавную обувь. Плыть в каяке   босиком - занятие не слишком приятное, но   терпимое, но вот отсутствие фотоаппарата...   Короче, фотографий не будет. Нам удалось   воспользоваться тусующимися тут же каноистами и   забросить машину на финиш, после чего мы   погрузились в каяки и под аккомпанимент   издаваемых мной воплей восторга отчалили. Река   на этом участке - типичная таежная речка, иногда   мелковатая, с гладкими участками,   перемежающимися шиверками, и с потрясающе   красивыми и нетронутыми берегами. После родных   израильских видов окружаюшаяся   действительность воспринималась с трудом, так   что я в основном не греб, а вертел головой.

Каяк мне достался неудачный - неудобный внутри,   и уж слишком родейно-специализированный. Он   вставал на нос на гладкой воде с трех гребков, но   при этом ни в какую не желал траверсировать и   вообще как бы то ни было напрягаться. Короче -   исключительно для бултыхания в бочках. Кроме   того, отвратное "ТНП-шное" весло постоянно   прокручивалось в руке в самые неподходящие   моменты. Мы лениво катились вниз, пытаясь   кататься там, где это было возможно. Я к своей   радости обнаружил, что Там действительно вполне   надежно ходит. Она называла мне какие-то имена   порогов, но на мой взгляд все они, за исключением   последнего ( "Gilmor's", если кого интересует )   названий не стоят. Gilmor's - классический порог   около 3- к. с., с хорошими валами и навешенными   слаломными воротами - мы там тоже покатались, но   тут Там вспомнила, что забыла выключить   холодильник! в машине, и нам пришлось бежать   спасать аккумулятор - благо, время уже было около   7 вечера ( стемнело ~ в 8:30 ). Мы доехали до какого-то   уважаемого местными водниками ресторана, а после   ужина переместились в ближайший кемпинг на   ночевку.

Воскресение встретило нас дождем. Мы опять подъехали к гостинице - обменять мне каяк и позавтракать. На этот раз я получил свой вожделенный InaZone230, и мы отправились покорять Section 4.

Section 4 расположена на территории индейской резервации, и поэтому свободного допуска на неё нет - надо заплатить местной индейской же рафтовой компании 25$. За это они, правда, забрасывают тебя на место старта. Насколько я понял, отношения с индейцами там не совсем простые, и бледнолицые были допушены на этот участок реки совсем недавно. Там заранее им позвонила и договорилась, что мы приедем к 10 утра.

В 10 утра никого, кроме нас, на месте нет. Зато начинается довольно приличный дождь. Так как терять уже нечего, мы загидриваемся и идем смотреть "Big Smokey Falls" - заключительный порог, находящийся прямо напротив "базы" индейцев. Река здесь разделяется островом на 2 рукава: слева - полный непроход, а справа - порог. Порог весьма впечатляет: простой заход, а затем ~30-метровый разгон с довольно сильным косым валом через всю реку, сбрасывающим под самый правый берег, и через несколько метров за ним - основной сброс метра 2 высотой, с чуть прикрытым водой зубом посередине. Левый берег - отвесная каменная стена, правый - пологий и удобный для прогулок и обносов. Правда, сразу за порогом - абсолютно гладкая вода. Там беззаботно объясняет, что порог проще, чем он кажется, и что она и все прочие его десятки раз прыгали, надо только стараться уйти под самый левый берег. Я не очень понимаю, как при такой мощной струе и косом вале можно уйти влево, но решаю, что посмотрю по месту, когда мы до туда дойдем.

Около 10:30 появляются, наконец, 3 брата - индейца, и манерами, и внешним видом почему-то удивительно напоминающие мне родную арабскую братию. Содрав с нас деньги, они забрасывают нас и ещё одного американца, успевшего к нам присоединится, на старт. Американец соглашается идти с нами до первого порога ( "простенький 10-футовый водопадик" по определению Там ), а там он собирается остаться кататься - "до посинения".

Минут 20 мы плывем по совершенно гладкой воде.   Погода, вроде, налаживается. Река в этом месте   несколько полноводнее, а берега все такие-же   красивые, так что плыть - одно удовольствие.   Наконец впереди появляется какой-то шум, и мы   подплываем к первой шиверке. Немножко катаемся   там на каком-то валике, но каждый раз ждать своей   очереди быстро надоедает, так что проходим ещё 100   метров и чалимся к левому берегу на просмотр.   Действительно, водопадик, и действительно, футов   10, с виду - чистый и проносной. Джим ( который   американец ) явно знает тут все не хуже Там, и   прыгает даже не удосужившись поглядеть - куда. Я   галантно пропускаю Там вперед, а потом прыгаю   сам. Каяк ведет себя замечательно, приводняюсь   "буфом" даже не обрызгавшись. Сразу под   водопадом на сбое струй - довольно сильная бочка,   и Джим тут же устремляется туда и начинает   самозабвенно воспроизводить бесчисленные   "flatspins". Мне становиться завидно, и когда его   наконец вымывает оттуда, я пытаюсь занять его   место. После 3-4 спинов в несовсем заданной   плоскости с последующим разбором полетов мне   наконец удается провернуться на 360 градусов,   после чего я опять киляюсь под бодрые   апплодисменты сопутчиков.

Побултыхавшись ещё некоторое время ( Там в бочки не лазает, а предпочтает кататься на валах), мы отправляемся дальше. Джим
остается - у него времени больше. Гладкие участки чередуются порожками 2-3 к. с., несложными и глубокими, с отличными уловами и валами. Перед каждым порогом Там старательно описывает мне расположение уловов, и куда надо зачалиться, чтобы покататься. Вода на удивление теплая, так что даже киляния доставляют удовольствие. На одном из порожков нас догоняет ещё одна пара каяков, в одном из которых - мальчик лет 15-ти. Он вежливо осведомляется у меня, "как мне нравиться система упоров в InaZone", после чего влезает в порог и начинает лениво переваливаться там с носа на корму. Система упоров в InaZone мне вполне нравиться, поэтому с удовольствием устраиваюсь возле берега понаблюдать за мальчиком - зрелище того стоит, но в этот момент сверху, сметая все на своем пути, сваливается группа из штук 5 открытых каноэ. Мы решаем, что становится слишком людно, и отправляемся дальше.

Ещё несколько порожков - и мы чалимся перед порогом, который Там рекомендует посмотреть. Место - красивейшее, река неожиданно входит в каньон метров 100 длиной, с абсолютно отвесными гранитными стенками. На входе - крутая горка метров 30 длиной, с косым заходом и нехорошим прижимом в скалу под правым берегом. Там заходит слишком слева, и поэтому вынуждена выбираться из пары не очень сильных бочек. Понаблюдав за ней и ещё раз убедившись в справедливости правила "ladies first", захожу в центр и без проблем скатываюсь вниз. Ещё несколько сильных валов - и мы выходим из каньона. Вид назад - обалденный, и порог на расстоянии выглядит значительно серьезнее, чем он есть на самом деле. Там говорит, что этот каньон был долгое время священным местом для местных индейцев - вполне их понимаю. Оцениваем порог как 4-, и отправляемся дальше. Время уже к 15:00, впереди у нас - только заключительный "Smokey Falls", и я чувствую, что уже порядочно подустал непрерывно махать веслом, так что плывем, не задерживаясь. По дороге решаем, что уже достаточно насмотрелись на Smokey, так что ещё раз смотреть не будем, а просто остановимся в улове перед основной ступенью. Там предлагает мне посмотреть на неё и затем уже решить, идти или нет.

Мы чалимся в улов под левым берегом, и Там   стартует. Она въезжает на вал под левым берегом,   но явно без достаточной скорости, и я вижу как её   вышвыривает вправо и вниз. Уклон очень большой,   поэтому я теряю её из виду, но вдруг вижу очень   характерно взметнувшееся в воздух весло. При   мысли о том, как она сейчас пойдёт основной сброс   вниз головой, мне становиться не по себе.   Перескакиваю на правый берег, вылезаю и бегу вниз   - и вижу Там, вытаскивающую свой перевернутый   каяк. Она энергично хлопает себя по каске - все в   порядке, но никак не может прийти в себя от   изумления - ещё ни разу в жизни в этом месте не   переворачивалась. Порывается было занести каяк и   пройти ещё раз, но тут обнаруживает, что её левый   глаз начинает заплывать - и решает, что на сегодня   хватит. Я ещё раз просматриваю порог, но торчащий   зуб не высывает никакого доверия. Давно   научившись на горьком опыте доверять своим   инстинктам, обношу каяк под порог, после чего мы   переплываем на другой берег - сплав окончен.

Кроме здоровой шишки на лбу, Там ещё ушибла палец - потери минимальные для такого заплыва. Грузим каяки и едем назад к Bear Paw Inn: я - вернуть каяк, а Там - за льдом. Последний раз с завистью обследую магазин, после чего мы отправляемся домой.

Итого: уж и не помню, когда я в последний раз так классно сплавлялся по такой классной реке. Сплав, как я понимаю, получился в чисто американском стиле - без страховок, но с другой стороны, Там действительно знает каждый камень в реке, а помочь ей в том месте, где она кильнулась, было все равно невозможно. Так что - техническая неудача..

Ну вот, отвел душу. А уже следующий выходной на носу...

-----------------------------------------------------------------------
Материал подготовил - Михаил Крейнин
Помощь в редактировании - Ирина Закс,   Лев Горенштейн
Редактор "Weekly"   -     Вадим Учитель

Ваш отзыв:
Имя:    E-mail:

или   почитайте, что пишут другие.