Logo
 Турклуб им. Смирнова   |   Weekly - все выпуски   |   Напишите нам

Kоротко.Константин Буряк организует школу альпинистской подготовки приминительно к скальному рельефу.  Сроки -28-30 апреля. Место - Devil's Lake. Пишите ему если хотите принять участие. Список участников вы можете посмотреть здесь.

Выпуск 23.  Горы За Углом Вашего Дома

Предисловие
~~~~~~~~~~~

Вначале я планировал написать обзор коммерческого горного туризма в Америке, но потом понял что не имею ни времени ни денег чтобы исследовать эту тему хорошо.  Писать же с информации из непроверенных источников я не хочу.  Скорее эта статья о моем опыте с компанией Alpine Ascents International (AAI), которую многие считают лучшей в USA в области коммерческого альпинизма. Так же замечу что любой кто заинтересуется приобретением горного опыта таким образом должен отнестись внимательнее как к программе коммерческого обучения так и к опыту и известности инструкторов.  Когда речь идет о вашей безопасности и хорошем обучении лучше не дешевить.   С AAI я выезжал в горы дважды.  В смысле приобретения опыта, из этих поездок мне больше всего понравилась альпшкола.  Во время Эквадорской экспедиции я был немного разочарован тем что ударение стояло на удачном покорении вершин, а не на дальнейшем усовершенствовании.

В будущем мне наверное стоит продолжать обучение в более высоких классах (AAI) и искать дополнительные возможности для выезда в горы.  Я подозреваю что опираясь на знания гидов я стираю часть того душезахватывающего опыта когда от каждого твоего решения зависит твоя жизнь и может быть жизнь других людей.

Начало
~~~~~~~

У многих из нас есть мечта.  Кто-то, к примеру, мечтает залезть на Эверест по новому маршруту, кто-то мечтает пройти Ниагарский водопад на плоту, а кто-то уходит в горы для того чтобы сбежать от каждодневной серости и рутины.

Последнее не всегда легко, так как осуществить это нам мешают много препятствий.  Одно из них - это отсутствие возможности найти себе группу единомышленников или просто партнеров.  То кто-то подводит, то сам не имеешь времени чтобы поехать тогда когда едут все, то просто не хватает опыта.  A горы манят своей неприступностью.  Они всегда рядом; если не за углом дома, то в телепередачах, в журналах, или прямо у вас под носом на рекламных щитах.

После первого неудачного опыта в горах в 1997, я оказался примерно в такой же ситуации.  Делать было нечего и в один момент я решил взять уроки в коммерческой альпшколе с целью чтобы научиться ходить самостоятельно.  Начало моих поисков совпало с выходом в свет книг Jon Krakauer "Into the thin Air" и Анатолия Букреева "The Climb" о трагедии 96-го года на Эвересте.  Тогда сильно нашумели компании Roba Halla и Scotta Fischera.  Помнится я залез на Internet и начал искать saity их компаний.  В конце 1998-го, я наткнулся на страничку AAI.  Меня притянули к ним их хорошо разработанный план и подходящие сроки занятий, так же как и знаменитость некоторых гидов.  Одни имена Todd Burleson, Pete Athans, и  Wally Berg стоили многого.

Всего AAI предлагает 3 типа школ для начинающих:  шестидневная снежно- ледовая школа, восьмидневная школа с ориентацией на подготовку к восхождению на McKinley, и тринадцатидневная школа, включающая в себя шестидневную плюс скальные уроки.  Я выбрал последний 13-дневный вариант.  Скорее всего, как я себя ни ругаю за это, окончательный выбор школы был спонтанным.  Обычно за такие решения приходится дорого платить, но в этот раз интуиция меня не подвела.  От альпшколы я получил больше чем когда-либо надеялся.

В конце Июля 1999-го я собрал свое снаряжение в баулы и вылетел в Seattle. Мой самолет приземлился в аэропорту Tacoma с небольшим опозданием. Воскресный день в Seattle встретил меня не по августовски прохладной и солнечной погодой.  После немыслимой Чикагской душегубки, мне показалось что я попал в рай.  Так как моя гостиница была в пригороде, то я еще долго ехал, наслаждаясь видами залива и городских холмов вокруг него. Вот я и вырвался из плоских двухмерных Чикагских трущеб.

Со своей группой я встретился только на следующее утро.  Кроме инструктора Тома Бриджа в ней были еще 3 человека:  Brett и Suzy - пара из Калифорнии, и Peter - недавний выпускник Гарварда, ныне живущий в Manhattane.

Наша группа (Tom, Bratt, Suzy, Peter, я (Дима))

Из пригорода Lynwood мы поехали в контору AAI, где Том проверил все наше снаряжение.  Он уделил внимание даже такой мелочи как вес моего спального мешка.  Во второй половине дня мы выехали по направлению к городку Erie, штат Вашингтон.  На скалах неподалеку от него мы и занимались в течение следующих 4-х дней.

Начинали с элементарных вещей, таких как хождение по камням, завязывание узлов и спускание по веревке (rapelling).  Вначале меня это смутило, так как я думал что многое из этого уже знаю.  Позже я понял всю важность правильного обучения таким основам.  Потом, когда самоуверенность застелит глаза, такие мелочи как например неэнергоемкое хождение иногда трудно заметить.  Никому и в голову не придет что опытный товарищ выбился из сил на восхождении не потому что засиделся дома без тренировки, а потому что просто привык к неправильному способу хождения.

В следующие дни нам дали хорошие вводные уроки по многим аспектам альпийского стиля лазания.  Каждый день мы обувались в жесткие пластиковые ботинки и учились всему от доверия своего баланса Vibram на крутых лицах валунов до очень хорошо защищенного лидирования на уровне 5.5-5.7.  В заключение Tom Bridge провел урок по "aid climbing". С небольшой полки скалы, пока не нагнало облаков, вдалеке были видны снеговые шапки больших гор.  Их было трудно разглядеть в далекой дымчатой синеве.  Только теневые контуры вершин говорили о том что там не все так ровно и гладко как кажется.

Наши сны в базовом лагере

Последний день на скалах был самым легким.  Вся сила гравитации приходилась на закладки и SLCM (мы использовали BD Camalots).  Руки получали хоть какой-то отдых от каждодневного лазания. В шутку Тома кто-то прозвал "Alpine Abuser".  В реальности же, в некоторые дни я глотал таблетки "Tylenol" чтобы заглушить боль в руках.

Boston Basin
~~~~~~~~~~~~

Прохладное Августовское утро.  Мы разложили наше снаряжение на плазе супермаркета.  Беззастенчивое солнце начинает припекать из-за горбатых облаков во всю.  Время неумолимо приближается к одиннадцати.  Пора... Впереди вторая часть класса: снежно-ледовые занятия.  К двум часам дня мы оставляем позади все признаки цивилизации и начинаем подъем в Boston Basin.

Mount Johanesburg (Boston Basin)

Mountain Color Maddness on Peak Johanesburg

Первую ночь мы спали в бивуачных мешках.  Не зря же мы их тащили наверх.  На следующее утро мы поднялись поздно.  Том провел занятие по ориентации с компасом и картой.  Затем мы поднялись на снежные склоны ледника.  Весь остаток дня мы учились хождению по снегу, установке снежных якорей, и зарубанию.  Лучше всех зарубался Pete.  Я, как назло, делал что-то неправильно и съезжал далеко вниз.  Каждый раз приходилось топать наверх по крутому склону.  Затем Том снова клал меня вниз головой по крутому склону и отпускал.  В конце выяснилось, что в моем неудачном зарубании отчасти был виноват и мой ледоруб.  Выгнутый для ледолазания клюв работает на снегу плохо.

Второй день был потрачен на тренировки по вылезанию из трещин.  Утром мы спустились к линии леса чтобы вначале потренироваться на деревьях. Том повесил веревку через сук небольшого дерева и каждый из нас смог точно выполнить действия которые позже мы должны были повторить в трещине. Время летело быстро.  Вот я уже спустился в пасть трещины.  Пруссики были заранее установлены на веревку, так что я быстро вылез наверх слегка подрезав снег под углубившейся в него веревкой.

Третий день не отпечатался в моей памяти совсем.  Помню только что у нас не было ни одного свободного получаса.  С утра до 4-х часов дня Том находил что-то интересное и полезное чему нас обучить. Зато 4-и день запомнился мне превосходно.  В этот день мы вышли на восхождение "Shark Fin Tower" (Boston Basin).  Те кто имеют под руками книгу Fred Beckey "Cascades Alpine Guide: Climbs and High Routes:..." (3-х томник) увидят что самый простои маршрут наверх этой "башни" это 5.0 - 5.1 по Американским стандартам. Мы подошли к самым скалам довольно поздно утром, оставили наши рюкзаки внизу и начали штурм.  Первым лидировал Tom.

Tom, The Alpine Abuser

Pete и я шли в связке за Томом.  Все наши закладки и Camalots мы оставляли для связки Suzy и Bretta.  Последний в их связке снимал эти железки со скал. Наверх, по пятам за нами, из долины полз туман.  Погода явно портилась. После минутного раздумья Том сказал: "This is going to be sketchy." Откровенно говоря это меня немного испугало, но мы продолжали двигаться наверх.  Маршрут был очень простым и вместе с тем очень опасным в случае падения. Когда мы подходили к вершине, ветер начал дуть вовсю.  Со всех сторон небо было загорожено облаками.  Туман, догнавший нас принес дождь из долины.  Хуже всего это то что началась гроза; довольно частое явление в Северных Каскадах в полдень.

Peter on the Fin of The Tower

Только мы подошли к вершине и начали спуск, как вокруг в некоторых местах послышался треск остаточного электричества.  В такую погоду лучше не лазить.  Мокрая, натянутая веревка при попадании в нее молнии действует как электропровод.  Мы нашли плоское место на скале и сели под дождь переждать грозу.  Все теплые веши остались под скалой и все основательно продрогли прежде чем начали двигаться опять.  Зуб не попадал на зуб в буквальном смысле этого слова.  Спустя 30 минут мы начали спуск по двум связанным веревкам.  Ветер злодейски крал последнее тепло.  Единственное от чего можно было согреться это движение, но я, Suzy, и Brett должны были еще сидеть прижавшись друг к другу, как воробьи зимой, и ждать спускающегося по веревке Pet.  Как потом выяснилось мы прождали лишнее время.  Pete орал нам снизу, что веревка свободна, но из-за ветра ничего нельзя было расслышать. За этот день мы все немного измотались, поэтому на следующее утро все поднялись поздно.  Весь следующий день небо хмурилось.  Мы тренировались хождению в кошках по ледяным склонам от 0 до 90 градусов.  Из этого дня мне хорошо запомнился Том, сидящий на корточках на краю трещины с радиотелефоном. На шестой и последний день в Boston Basin нам предстояло штурмовать "Sahale Mountain".  В основном восхождение состояло из снежных склонов до 45-50 градусов и непродолжительного участка скал (5.0).  На одном из привалов мы делаем снимки окрестностей.  В один момент мне кажется, что одна из ближних вершин как бы шагнула на нас прямо с фотографии на страницах "Freedom of the Hills" (раздел 4).  Выясняется что это и есть тот самый  "Forbidden Peak", карту которого автор вышеупомянутой книги использует для урока по ориентации.

Forbidden Peak.  В правом, нижнем углю "Shark Fin Tower".   Мы подошли к  скалам "Shark Fin Tower" по снегу (над датой 8.8.99).   Восхождение началось в самом правом углю снежника.

Курьезом этого дня оказалось то что когда мы попали на вершину "Sahale Mountain" - там было написано "Boston Peak".  Оказывается какой-то чудак перепутал табличку.  Так что "Boston Peak" имеет теперь табличку с названием "Sahale Mountain", а "Sahale" наоборот обозван "Boston Peak". Погода стоял отличная и на спуске мы потренировались в вытаскивании пострадавшего из трещины.  Первым "пострадавшим" был я.  Меня аккуратно спустили в ледниковую трещину и время как бы замерло.  В этот раз, ожидая помощи сверху, я хорошо разглядел оскал "crevasse".  Со стороны это выглядело как человек подвешенный в трюме корабля с голубым днищем. С верху светило солнце, а в самом низу была видна черная дыра. Я очень рекоммендую начинающим альпинистам спуститься в такую трещину, чтобы потом, ступая на ледник, они не забывали о необходимых мерах предосторожности.  Мне скоро надоело висеть.  К тому же я начал мерзнуть. Через некоторое время веревка начинает медленно тянуть меня вверх.

"Glacier Peak".  Заключение.
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

По выходе из Boston Basin мы обнаружили что в нашей машине выбито стекло и большинство вещей украдено.  Благо что у компании была страховка и мы получили большую часть денег назад.  На эти то денежки я и поехал в Эквадор.  Но это было потом.  В тот момент мы предпочли не говорить об этом; ведь нас ждал "Frostbite Ridge of Glacier Peak".

Не желая утомлять читателя подробностями нашего восхождения, скажу только что все прошло хорошо.  На фотографии внизу я заснял Pete и Тom на вершине "Glacier Peak" (10,500 feet).

Of Mountain Gods and Mountain Guides

Вместо же описания восхождения я хотел бы высказаться о бытующем в клубе мнении об Американских горных туристах.  Раньше по неопытности я принимал чужое мнение за свое, но сейчас меня просто коробит когда кто-то говорит: "Посмотрите как ходят эти Американцы ..."  Я жил с ними и делил все невзгоды в течение 13-и дней и ничего такого плохого не заметил.  Так же как и мы они всегда были готовы предложить помощь и поддержку.  Как и мы они были рады своевременной умной шутке.  Вообще я думаю что в тяжелой ситуации нет ни Русского, ни Американца, ни чукчи, а есть просто человек на которого можно или нельзя положиться.  В любой общине альпинистов/туристов можно накопать достаточно случаев чтобы очернить всех.

Мои линки к al'pshkolam и информации о них ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Линки расположены в порядке от более к мене интересным.

Alpine Ascents International. Site моей школы.  Здесь вы найдете цены и даты школ и экспедиции.

American Alpine Institute. Очень интересный sait в смысле возможностей.  Они предлагают большее разнообразие классов; от класса по первой ромовый до восхождения на Denali по Cassin Ridge.

Mountain Madness Компания погибшего на Эвересте Скотта Fischera.

Горные новости, как и новости о других экстремальных видах спорта.

Сносный список Американских школ.

Также, зачастую я вижу различные объявления и предложения по горному туризму на последних страницах таких журналов как "Climbing" и "Rock and Ice".

Материал подготовили - Дима Литвак

Редактор "Weekly"   -     Вадим Учитель

Ваш отзыв:
Имя:
E-mail:

или   почитайте, что пишут другие.